SCARPA Man  Сергей Шаферов.

Шаферов Сергей Скалолазание ИталияДля меня скалолазание наступило не сразу после детства, а лет в 17-18, поэтому период предшествующий ему довольно длинный со своими периодами взросления, с разными интересами, увлечениями и друзьями.

 

Выделить что-то из них достаточно сложно... я всегда любил спорт и с 6 лет занимался в самых разных спортивных секциях (плавание, бокс, борьба, каратэ), очень любил играть в хоккей, баскетбол, футбол. Летом ездил в пионерские лагеря или в деревню к бабушке.
В общем, все детство было ярким, веселым, насыщенным приключениями, путешествиями и эмоциями.



Первая поездка в Италию была в 1994 году, в небольшой городок около большого Милана, организованная по чернобыльской программе помощи детям из наиболее зараженных радиацией мест. Тогда мне было 13 лет.
После этого я еще два года ездил в таком же формате.

 

Мне очень нравилась Италия, люди, которые там живут, природа, Италия стала для меня вторым домом. Я с нетерпением ждал возможности снова и снова поехать туда. У меня появилось много итальянских друзей, и я так выучил язык, что меня уже не могли определить, как иностранца.


Когда мне исполнилось 18, я стал ездить в Италию по приглашениям друзей, не зависимо от группы. Там же я впервые попробовал лазить, естественно на скалах.
Постепенно мне все больше и больше нравилось скалолазание, сам процесс тренировок, атмосфера, люди и скалы.

Я очень благодарен той группе итальянских друзей, которые привили мне безграничную любовь и уважение к природе и скалам, которые водили меня на первые альпинистские маршруты и мультипитчи, возили по многим известным, культовым скальным районам западной Европы.


Шаферов Сергей СкалолазаниеТогда я понял, скалолазание - отдельный мир со своими правилами, людьми, которые не похожи на других, живут и одеваются не так, как все остальные, там куча эмоций, снаряжения, впечатлений, новых таких же людей, и мне все сильнее хотелось быть с ними и частью их какой то непонятной культуры.

Там, где я родился и куда каждый раз возвращался, никто про этих людей ничего не знал, скалодромов и снаряжения не было, а на меня смотрели, как на сумасшедшего, когда я пытался рассказать про все это, когда ходил по улицам в поисках разрушенных кирпичных построек, где можно было бы хоть как то держаться за выступы между кирпичами.

Периодически я писал письма в Италию своим гуру-скалолазам с просьбой прислать магнезию и рассказывал о своих приключениях. Тогда не было ничего, но была идея, дух, желание лазить везде!

Постепенно я привез немного зацепок из Италии и построил маленький скалодром на чердаке родителького дома в 1998 году.
С каждым годом он разрастался все больше и количество зацепок тоже росло.

Чуть позже я случайно прочитал в газете, что в нашем городе все же есть какой то скалодром, и начал заниматься в секции скалолазания у В.К.Отчика и В.М.Глыбовцева.

Мои успехи были сразу же оценены и замечены. Я начал тренироваться, как сумасшедший по системам и методикам, которые мне рассказывали итальянские друзья. Так скалолазание стало неотъемлемой частью моей жизни.
Мне было 19 лет - время поступления в ВУЗы, хотя тогда меня мало что интересовало так сильно, как скалолазание и то, что было вокруг него.


Соревнования для меня конечно были и есть. Имел место период, когда я выступал довольно много, сейчас делаю это намного реже, но мне никогда соревнования не приносили удовольствия, я не чувствовал в них необходимости.

скалолазание Шаферов СергейДля меня это всегда огромный стресс и больше, как способ еще одного путешествия, возможность увидеться с друзьями, которых видишь редко, остаться полазить на скалах рядом с местом, где проходят старты, увидеть новые страны, людей и их культуры!
На соревнованиях я никогда не мог показать, на что я действительно способен. Они не служили, как стимул для отдельных, серьезных тренировок, диет и лишений.



Скалы - это бесконечный своим разнообразием мир движений. Неповторимость каждого маршрута, естественность созданных природой линий, уникальность рельефа и пород самих скал.
Каждый маршрут, как вызов, отдельное сражение, которое ты в итоге или выигрываешь или нет.
Скалы - это огромное количество энергии, которое я никогда не мог получить от искусственного лазания.
На скалах редко получаешь травмы, и даже если что-то болит, на скалах всегда можно интересно провести время и получить массу удовольствия.

В какой-то момент мне показалось, что разнообразия перехватов больше нет, зацепы те же, все повторяется и уже пройдено, но каждый раз приезжая в новый район, я понимал, что все только начинается, и предела в природе не существует...

Для меня лазание на скалах - определенного рода медитация, ритуал, без суеты, большого скопления людей и строгих тренировочных рамок.

Во время путешествий появляется много друзей, а друзья, с которыми переживаешь сложные, экстремальные моменты, становятся для меня близкими, настоящими друзьями. Такие люди редко подводят и всегда помогут в сложной ситуации.

Друзья - как вторая семья. У меня их довольно много за пределами города или страны, в которой я живу, и даже если мы редко видимся, мы всегда рады вспомнить какие-то моменты или просто поделиться своими мыслями, идеями и проектами.

 

Альпинизма я коснулся не сильно, но достаточно ярко и сильно коснулся альпинизм меня.
Шаферов Сергей СкалолазаниеЭто был альпинизм скального класса, и ничего общего со снегом, лавинами и льдом, но это отдельная большая история...
Я понял одну самую важную вещь, в альпинизме без хорошей команды, где обязательны понимание, согласие, поддержка, взаимозаменяемость и т.д. очень опасно и делать нечего!

Альпинизм остался для меня, как огромное и безграничное поле, где каждое восхождение запоминается на всю жизнь, где возможностей так много, что нет смысла их оценивать, делить и ставить рамки с какими-то ограничениями.
Количество впечатлений, эмоций и переживаний от одной экспедиции может смело конкурировать с целой жизнью спортсмена скалолаза.

Я по доброму завидую тем людям, которые имеют слаженную команду и возможность открывать новые маршруты в разных частях земли.
Очень надеюсь, что придет время, и сложатся обстоятельства для того, чтобы продолжить мои начинания в этом направлении...

    

Я люблю тренировки!!! Просто сам процесс! Если говорить об этом в общем, мне не хочется сейчас расписывать программы и тренировочные циклы, а просто ощущения, которые испытываешь при этом.
Не обязательно в компании и не необязательно это должны быть лазательные тренировки! Мне нравится чувствовать себя уставшим, небольшую боль в ноющих мышцах.
После тренировки я чувствую, что день прожит не зря, настроение всегда лучше, чем в день отдыха или до тренировки. Поэтому свои дела я всегда стараюсь делать, по возможности, после тренировок.

 

С питанием была куча экспериментов.. Сначала я просто тупо ничего не ел и очень мало пил жидкости. Периодически это естественно заканчивалось срывами и обжорством до тошноты и рвоты.
В результате, организм начал съедать свои же мышцы, а потом жировые оболочки, в которых находятся внутренние органы.
В 21 год мне поставили диагноз «истощение и нефроптоз правой почки», сделали сложную операцию, и я почти на полтора года остался без любимого скалолазания. Хотя врачи уверенно сказали: "Лучше вам вообще больше не заниматься спортом профессионально".

Постепенно я восстановился и пришел к определенному питанию, но ничего супер сложного в моей диете нет, просто стараюсь не есть на ночь, поменьше сладкого, хотя это я очень люблю, и чувствовать меру со всеми продуктами.
Два раза в неделю я вообще не употребляю мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Стараюсь соблюдать все православные посты.


Профессиональный клаймбер - это человек, который зарабатывает деньги тем, что он делает, в частности лазает. Я, к сожалению, им не являюсь или являюсь не в полном смысле этого слова. Мне приходится работать для того, чтобы жить и кормить свою семью, как и другим обычным людям.

Хорошее снаряжение дает определенную уверенность в том, что делаешь. Сейчас даже сложно представить, как лазили люди в калошах, самодельных системах и со статичными дубовыми веревками...
Сами шили спальники и рюкзаки, цепляли к валенкам проволоку, чтобы получились кошки.. Но сколько было желания и фанатизма у этих людей, которым приходилось преодолевать огромные трудности для достижения цели.
У них был совсем другой дух, была идея!

Я почти десять лет лазаю в скальных туфлях фирмы SCARPA.
Мне очень нравятся их модели, особенно из последней серии: VAPOR и BOOSTIС.
Мне очень нравятся при лазании на скалах. INSTINCT я больше использую для тренировок на скалодроме и соревнованиях.

Шаферов Сергей СкалолазаниеВсегда приятно лазить, когда веревка мягкая, легкая и надежная. Именно такими качествами обладают веревки BEAL, которые я уже несколько лет использую для работы с клиентами и своего лазания.
Компания The North Face помогает мне с одеждой, спальниками, палатками и т.д. И это действительно классные вещи, которые приятно использовать в поездках и в обычной жизни!
SUUNTO обеспечивает меня приборами последних разработок, которые мне очень интересно использовать в своих indoor тренировочных циклах и, естественно, в поездках на скалы они просто не заменимы.

Я бы не стал сильно разделять лазание на трудность и болдеринг. Сложно сказать, где заканчивается болдеринг и начинается трудность, если не брать в счет наличие веревки, оттяжек и системы.
Многие болдеринги по количеству перехватов не отстают от маршрутов с веревкой, так же и предельные трассы на трудность часто в 20-25 перехватов и меньше.

Это объясняет прохождение «девяток» людьми, которые всегда считались закоренелыми болдерингистами.

Конечно, если брать в пример маршруты более 40 метров, а болдеринги в несколько перехватов, то нагрузки принципиально разные, но эти две дисциплины не существуют одна без другой и тренируются одинаково эффективно.
Все скалолазы, желающие результатов, тренируют и то и другое.
Вопрос только в том, кому что больше подходит, какую из дисциплин тренировать легче одному, а другому сложнее, определяют преобладающие мышечные волокна и непосредственная деятельность человека на этапах становления и взросления его организма.

Я не отношу себя чисто к сложникам, временами мне также нравится лазить болдеринг, и раньше я довольно часто путешествовал, чтобы полазить только на камнях.

Сейчас, к сожалению, меньше свободного времени, и очень сложно одинаково часто ездить в районы для лазания с веревкой, и туда, где интересно лазить болдеринг. Приходится делать выбор, и я отдаю предпочтение чувству высоты и пустоты под ногами.

В мире не так много районов, где можно одновременно лазить то и другое. К слову, одним из таких мест является Вальмазино в Италии, знаменитый фестивалем Меллоблокко.
Я часто бываю в этом районе и очень его люблю еще за возможность сочетать болдеринг, трудность, альпинизм, ледолазание и хороший треккинг.

 

Шаферов Сергей Скалолазание2Психологически я отдельно никогда не готовился к прохождению маршрутов. Просто знаю точно, пока не пролезешь маршрут мысленно, в уме, шансов вылезти его чисто практически нет. Нельзя сомневаться даже на простых участках маршрутов.


Бывали трассы, которые занимали мое сознание на долгие, долгие месяцы прежде, чем я смог их пролезть.
Такие проекты есть у меня и сейчас... Мне нравится такое состояние, наверное, больше идеомоторной подготовки, чем психологической.

У меня бывают дни, когда ничего не получается, как думаю, и у всех, без исключения. Более того, я намерен считать, что именно те дни, когда не получается ничего, наиболее полезны!
Ведь хороший пинок под зад никогда не вредил, лишним не бывает, а лишь опускает нас на землю, смиряет нашу гордость, чувство собственной важности и эгоизм. Такие дни дают возможность лишний раз задуматься о своем поведении и вообще задать себе вопрос: «А все ли я делаю правильно?»

Бывают дни, когда лезется, действительно, классно, многое получается легче, чем обычно и сам удивляешься себе... Единственный существенный минус: начинаешь думать, скорее, думать перестаешь, считая, что это не нужно, ведь все и так хорошо!?
Перестаешь анализировать и вести внутреннюю работу над собой.


Травмы меня сопровождают по ходу всей спортивной карьеры. Вероятно, это признак не совсем правильных тренировок, отдыха, режимов дня и питания.
Приходилось всегда набивать шишки и исправлять свои тренировочные ошибки самому.

Рядом со мной никогда не было тренера, который бы давал советы, следил за нагрузками, строил тренировочный график, а тем более спортивного врача.
Казалось, был период, когда мой организм тупо перестраивался и приспосабливался к нагрузкам и экспериментам, которые над ним ставили.

 Я - точно не талант от рождения, и мои родители не спортсмены, хотя с детства именно они привили мне любовь к спорту в целом, и благодаря этому, так или иначе, я подготовил свой организм к предстоящим в скалолазании нагрузкам.

Шаферов Сергей СкалолазаниеРазной степени тяжести у меня были травмы пальцев рук, локтей, плечей, голеностопа, мениска.
При этом важно, и сложнее всего понять и принять самое главное, что травма - это сигнал, на который нужно правильно реагировать и обязательно что-то менять не только в тренировках, а прежде всего в жизни, в своем сознании.
Иначе лечение в итоге получается малоэффективно...

Советую, по возможности, обращаться сразу к нескольким специалистам, а не к одному, даже если он очень хороший и умный!

И вот еще, вы даже не представляете себе, и врачи тоже, на что способен человеческий организм . Нужно просто иметь немножко терпения!


После того, как у меня появилась семья, моя жизнь обрела еще одно измерение. До этого она была в 3D, а теперь в 4D.

Раньше было невозможно себе такое даже представить! Появилось новое, то, ради чего стоит жить!
Направление, которое вне всяких сомнений всегда на шаг впереди и выше на ступень всех остальных.
Семья помогает в трудные минуты, окрыляет, когда тяжело, поднимает настроение, когда грустно и не получается ничего.
Если в семье все хорошо, то и все остальные дела и увлечения также успешны и наоборот. Я считаю, что семья должна занимать первые позиции в жизни любого мирского человека!

Я люблю, чтобы в семье и вокруг была любовь, доброта, мир, гармония и спокойствие. Чтобы рядом всегда были любимые люди.
Иметь возможность искренне дарить и получать любовь.
Чтобы было время на приятные мелочи, из которых складывается большое счастье и на то, чтобы иногда просто ничего не делать..

То, как я живу и работаю сейчас, меня устраивает, и было бы, наверное, слишком, чтобы жаловаться. Хотя хотелось бы иметь поближе скалы, близких и родных людей, а суету и хаос московской жизни чуть-чуть подальше, но это уже совсем другая история

Я родился в небольшом городке Белоруссии и до сих пор не могу до конца привыкнуть к московскому ритму жизни. Спасает только семья, любовь и частые поездки.

Италия для меня - вторая Родина. У меня там очень много друзей разного возраста.
Язык я знаю настолько хорошо, что при разговоре люди не понимают итальянец я или нет. И каждый раз возвращаясь туда, мне кажется, что я там родился или жил в прошлой жизни. Какое-то странное и необъяснимое чувство внутри...
В Белоруссии, конечно, у меня осталось много школьных друзей и друзей по духу…

Когда я начинал лазить, мои родители не до конца одобряли то, что я делаю и считали, что мне нужно работать в другом направлении. Было сразу ясно, что зарабатывать деньги и жить скалолазанием практически нереально, но у меня была мечта, а мой девиз «если сильно хотеть, - всё реально!»
Я всегда искал самые нереальные перехваты, маршруты, движения, которые казались невозможными и доказывал себе, что все реально!

Постепенно мы с женой смогли воплотить в реальность мое желание жить скалолазанием. У нас есть фирма Climblife, мы возим людей в скальные районы по всему миру и этот выбор не случайный, я сознательно практически не работаю в спортивных залах.


Мне хочется донести людям ту любовь к естественным скалам, к природе, которой научили меня любить, когда я впервые попробовал лазить.
Хочется дарить людям естественную энергию, видеть блеск в глазах каждого, и тогда я считаю свою миссию выполнимой.

 

 Источник